среда, 28 мая 2014 г.

Записки профессионального еврея. Рассказ 1 - Напоминание. Призыв в СА


Так сложилось в моей жизни, что воспитанный в советской семье, без малейшего представления о традициях своего народа, на протяжении нескольких лет я оказался причастным к возрождению еврейской культуры. Иными словами, некоторый промежуток жизни, я получал зарплату за то, что был евреем и помогал другим, в той или иной мере, это осознать.
.Обычно принято вспоминать грустные  эпизоды преследований за национальную принадлежность – антисемитизм. Но было в моей жизни множество разных, часто очень забавных историй, связанных с моей национальностью. Уже несколько лет, идея поделится этими байками, не покидает меня. Вот я и решил начать!

Но открыть повествование о моей профессиональной деятельности, я хочу намного раньше. С тех событий, которые повлияли на мое национальное самосознание и формирование моей личности
Так сложилось, что мои родители воспитывались в до- и послевоенный период. Покойный папа прошел всю войну. Страх репрессий был у них в крови. Поэтому, кроме неприличной записи в графе национальность - «еврей», о своем народе я почти ничего не знал. Я был воспитан «держать рот на замке» и не выпячивать порочный пятый пункт паспорта! Но при этом, как это ни парадоксально, я продолжал верить во всеобщее равенство и интернационализм. И первый шок я получил в процессе призыва в ряды Советской армии. 
В конце учебы в Запорожском техникуме Электронных приборов, меня вызвали в районный военкомат для заполнения анкет на призыв. Нас было много, моих соучеников, и мы знали, что наша служба должна будет проходить в Одессе, на пункте связи.
Нас встретил прапорщик, с романтической фамилией Синеокий, с явными следами хронического алкоголизма, на не обезображенном интеллектом лице. Роздал анкеты, и мы приступили к их заполнению. По ходу, у меня возникли вопросы. К тому времени, я уже успел внести в таблицу данные отца. Прапорщик взял, наполовину заполненный листик и  озадачился.
- Так, твой отец еврей? (На лице отразилась напряженная работа мысли)
- Да.
- Не годится. Нужно писать, что-то другое! (Его удивлению не было предела)
- ?????? (Я онемел)
- А мать тоже?! (Просветление наступило неожиданно). - Так ты еврей?! Нет, это не годится!

Моя анкета была разорвана и отправлена в корзину. А я отправлен домой, с обещанием вызвать, в случае необходимости. Присутствующий народ прибалдел.
Выйдя из военкомата, я отправился к папе. Несмотря на возраст, папа был крепким бойцом. Услышав мою историю, он собрался немедленно отправиться «для тесного и нелицеприятного знакомства с прапорщиком Синеоким». Но я рассудил, что он просто дурак, что уничтожил анкеты при мне. Был бы, поумней, дождался бы моего ухода. Приказы в армии пишутся для всех….
Вот таким образом, я, обладатель технического образования и дефективной пятой графы в паспорте, заменявшей, как известно, две судимости, оказался в Подмосковном Стройбате. Тогда, в 1984 году, это был еще тот заповедник интернационализма! Но об этом в следующий раз.

5 комментариев:

  1. Интересно, кто же сам Синеокий по национальности? А? ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знакомая фамилиё, а меня там же призывал майор Дума. Правда не стройбат, в топографы. Главное, что не Афган...

      Удалить
    2. Фамилия майора мне тоже знакома. Он был военкомом нашего района.

      Удалить
    3. Фамилия майора мне тоже знакома. Он был военкомом нашего района.

      Удалить