воскресенье, 3 августа 2014 г.

Записки профессионального еврея. Рассказ 4 - Синагога



Эта история произошла со мной за несколько месяцев до того исторического момента, когда мне предложили преподавать, в создающейся еврейской школе, историю и традиции еврейского народа. С этого все началось!

Начало 90-х годов ознаменовался тотальным дефицитом. Чудное слово, на котором выросло наше поколение, и совершенно незнакомое (в такой коннотации) нынешнему.  Москва же, худо-бедно всегда снабжалась неплохо, не смотря ни на что. И вот мы, два студента, два друга, из приличных еврейских семей, отправляемся в столицу за покупками. Три - четыре дня походов по магазинам, а вечерами – культурная программа.  И тут моя мама напоминает мне о своей просьбе – купить мацу к празднику Песах. Нужно сказать, что мацу нам всегда присылала бабушкина сестра из Харькова.  В моем Запорожье такой экзотики не было вообще, либо мы не знали, о ее существовании. Что касается традиций праздника Освобождения, то я знал, что на него принято есть мацу. При этом, то что нельзя есть хлеб, я даже не предполагал. Времени оставалось очень мало, в субботу вечером мы уезжали. И вот, два еврейских юноши запланировали отправиться в синагогу в субботу днем, для покупки мацы. Намеки московских родственников, что в субботу выходной, мы проигнорировали, уверенные, что мы сможем договориться со своими соотечественниками.
Мы вышли из метро, и опьяненные собственной смелостью, выяснили у милиционера, где находится синагога!  И вот она перед нами! Из глубин моей памяти всплывает сомнение, которым я не преминул поделиться с другом – нужно ли снимать шапку при входе?! Но он тоже этого не знал.  И вот в дверях, я протянул руку к шапке, но по выражению лица выходящей женщины, понял, что делаю, что-то не то. Шапка осталась на голове. Мы несмело оглянулись. Ведь в синагоге мы оба были в первый раз! Хотя справедливости ради, я должен признаться, что спустя много лет, я вспомнил, как еще малышом, был несколько раз с покойным дедушкой в тайном месте, где собирался  миньян (10 и более евреев-мужчин для совместной молитвы). Выяснив, где находится староста синагоги, мы отправились в зал, где несколько пожилых, бородатых мужчин, в странных черных шапочках читали огромные фолианты. На нашу смиренную просьбы продать мацу, на нас странно посмотрели и предложили прийти вечером. Я начал настаивать, мотивируя вечерним поездом и тем, что моя еврейская мама и бабушка останутся без мацы на праздник. Нам опять вежливо и твердо отказали. Обиженные, мы отправились осматривать синагогу. У моего друга (в отличии от меня, с характерной еврейской внешностью) вообще не было шапки. Вскоре к нам подошел мужчина, и сообщил, что в помещении синагоги принято покрывать голову
-  Вы пришли к НАМ, соблюдайте, пожалуйста НАШИ традиции!
Гостям было предложено, либо покрыть голову, либо покинуть помещение. 
Вышли мы совершенно расстроенные. Нас не признали за своих! Впрочем, обида вскоре прошла, а эта история стала украшением моих баек о том, как я стал профессиональным евреем.
С чего начинал, так сказать!

Записки профессионального еврея. Рассказ 1 - Напоминание. Призыв в СА


Записки профессионального еврея. Рассказ 2 – Аид - 


Записки профессионального еврея. Рассказ 3 – Армяне -

Комментариев нет:

Отправить комментарий