пятница, 7 сентября 2012 г.

Гостеприимный Израиль: на праздники – к друзам и черкесам

В лавке Насера Аладдина Касема



Когда лето в Израиле подходит к концу, страна начинает готовиться к многочисленным праздникам первого месяца еврейского календаря – Тишрей. "Открывает" месяц еврейский новый год – Рош а-Шана, затем следует Судный день – Йом Кипур, день поста, покаяния и отпущения грехов, далее – праздник кущей – Суккот, и Симхат Тора – праздник, знаменующий окончание годового цикла чтения Торы.

Во времена существования Храма, Суккот был одним из трех обязательных для "всех сынов Израиля" праздников, в который надлежало "подняться" в Иерусалим. В современном Израиле Праздник кущей стал еще и праздником фестивалей. Эту новую традицию поддерживают все общины страны.
В этом году один из самых ярких фестивалей на Суккот пройдет в друзской деревне Далият аль-Кармель. Его посетители смогут познакомиться с общиной, которая славится на весь Ближний Восток гостеприимством и, как и все друзские общины, тщательно хранит секреты своей религии. На старинных улицах гости смогут отведать традиционные блюда и прибрести изделия местных мастеров. Украшением праздника обещает стать концерт друзских музыкантов.
Далият аль-Кармель

Представители друзской общины служат в Армии обороны Израиля, говоря о том, что их союз с евреями освящен пролитой кровью

Память друзов, отдавших жизнь за безопасность страны, увековечивает расположенный в Далият аль-Кармель мемориальный комплекс Яд ле-Баним

Комплекс Яд ле-Баним

Мавзолей Абу-Ибрагима
Для любителей путешествий, расположенная на горе Кармель друзская деревня, будет интересна в любое время года. В крупнейшем населенном пункте израильских друзов проживают 15.000 из 120.000 представителей друзской общины страны. Здесь удачно сочетается развитая городская инфраструктура с деревенской атмосферой, которая особенно заметна вечером, когда Далият аль-Кармель погружается в состояние покоя и умиротворения.
Днем жизнь в поселке бьет ключом, прежде всего, на его главной артерии – улице, проходящей через местный рынок. Здесь можно сытно и вкусно пообедать в традиционном друзском ресторане или отведать черного кофе, который буквально обволакивает посетителей своим ароматом. Вкуснее всего он с восточными сладостями – местный кнафе просто тает во рту.
Не стоит забывать и о сувенирных лавках. Одна из самых известных находится прямо у входа на рынок. Ее владелец, Насер Аладдин Касем, начал торговать всего 35 лет назад, но у каждого, кто проходит в широко отрытую дверь, возникнет ощущение, что время здесь остановилось значительно раньше. Присмотревшись, можно разглядеть на полках магазина произведенные в СССР шахматы и матрешки, которых в Израиле называют "бабушками".
Все, что расположено на полках магазина, его радушный хозяин называет "коллекцией", а посетителей – "гостями". Разумеется, вся эта коллекция выставлена на продажу. При заключении сделки принято торговаться – иначе и продавец, и покупатель теряют часть удовольствия.
"Знаете, в торговле национальный характер проявляется как нигде. К примеру, туристы из России, которых становится все больше, торговаться не любят. Выбирают то, что им нравятся, спрашивают цену и достают кошелек. Почему – не знаю", – задается вопросом торговец сувенирами.
По словам Насера, независимо от страны проживания, в последнее время покупатели проявляют особый интерес к талисманам и амулетам от "дурного глаза". "Друзы давно знали, что мир – арена борьбы добра со злом, что в этой борьбе человеку нужна поддержка. А все остальные, похоже, поняли это только сейчас", – говорит он.
Беседу прерывают вошедшие в лавку туристы. Жительница Хайфы Валя привезла в Далият аль-Кармель московскую подругу Екатерину. Валя с мужем признаются, что в центре страны трудно найти место, подобное Далият аль-Кармель с ее уникальной атмосферой. Туристы из России отмечают, что здесь, куда ни придешь, ты – гость, а не покупатель или клиент.
Как рассказала нам Нузхат Авад, первая женщина-экскурсовод в общине, особенностью друзской туристической отрасли является сочетание развитого современного общества с основанной на религии самобытностью. "Мы не спешим расставаться с нашими обычаями, но это не мешает нам идти вперед. Такой синтез встречается достаточно редко", – говорит она.
Свою религию друзы тщательно скрывают от чужаков, вероучение даже позволяет им лгать, оберегая тайну веры. Однако известно, что она уходит корнями в учение шиитской секты исмаилитов, от которой друзы откололись еще в XI веке. В дальнейшем религия вобрала в себя элементы других монотеистических религий, а также гностицизма. Перейти в это вероучение невозможно – друзом считается лишь тот, чьи отец и мать – друзы.
Друзы считают, что иудеи, христиане и мусульмане исказили истинную веру. Они особо почитают тестя Моисея Итро, а также верят в переселение душ. Так, пророка Абу-Ибрагима они считают реинкарнацией библейского Ильи-пророка. Гробница Абу-Ибрагима в Далият аль-Кармель – вторая по важности святыня друзов после усыпальницы Итро, расположенной недалеко от Тверии.
Рядом с Далият аль-Кармель находится Мухрака – место, где, согласно традиции, Илья-пророк совершил то, что оказалось не под силу сотням жрецов Ваала. "В ответ на его молитвы Господь послал огонь. И друзы, называющие себя "последователями единобожия", почитают Илью как первого пророка, продемонстрировавшего язычникам силу единого Бога", – рассказывает Нузхат Авад.
Есть пять пророков, которых друзы почитают особо, каждый из которых представлен своим цветом на традиционном знамени общины. Символика этих цветов имеет и другое значение: зеленый символизирует природу, красный – любовь, желтый – солнце, синий – небо, белый – чистоту. Символом чистоты являются и белые головные уборы верующих друзов, в то время как их черные одежды символизируют скромность.
Учение обязывает друзов защищать землю, на которой они живут. Поэтому представители общины служат в Армии обороны Израиля, говоря о том, что их союз с евреями освящен пролитой кровью. Память друзов, отдавших жизнь за безопасность страны, увековечивает расположенный в Далият аль-Кармель мемориальный комплекс Яд ле-Баним.
Но друзы – это не только воины, сражающиеся с евреями плечом к плечу. Прежде всего, они – радушные хозяева, для которых законы гостеприимства священны. Их двери всегда открыты для вас – гостя угостят кофе и накормят традиционными блюдами, такими, как лaфа(тонкая арабская лепешка) с лабане (мягкий творожный сыр из овечьего или козьего молока) и оливковым маслом.
Последние 20 лет деревенский туризм в Израиле стал стремительно развиваться, и друзская традиция гостеприимства оказалась как нельзя кстати. У израильтян появилась еще одна возможность снять комнату в самых живописных уголках Израиля, поскольку друзкие деревни находятся на горе Кармель, в Галилее и на Голанских высотах.
Проведя здесь несколько ночей, можно записаться на курсы кулинарного искусства или принять участие в мастер-классах. Трудно отказать себе в удовольствии удивить друзей самостоятельно приготовленными блюдами друзской кухни или подарить им рукоделие, сделанное собственными руками.
Если друзы поселились на территории Израиля около тысячи лет назад, то черкесы проживают здесь с конца XIX века. После поражения в Кавказской войне большинство черкесов бежали в Османскую империю, однако по условиям Берлинского трактата 1878 года турки обязались переселить их подальше от российских границ.
В черкесском музее

В черкесском музее

В черкесском музее

Кафр Кама

Кафр Кама

Вид с горы Кармель
Поскольку репутация беженцев с Северного Кавказа как первоклассных воинов была известна всем, было принято решение расположить их в самых неспокойных районах дряхлеющей Блистательной Порты. Так в Эрец-Исраэль появились три черкесские деревни, из которых сохранились две – Рейхания в Галилее и Кфар-Кама между Афулой и Тверией.
На новом месте черкесы подтвердили свою репутацию. А когда в еврейских поселениях Эрец-Исраэль возникли первые отряды самообороны, "Бар-Гиора" и "А-Шомер", они облачились в черкесскую национальную одежду – не только потому, что хотели подражать кавказцам, но и потому, что этот костюм вызывал у арабов страх.
Несмотря на то, что черкесская община Израиля насчитывает всего четыре тысячи человек, она сохранила свои духовные и материальные культурные ценности: язык, музыку, кулинарию. Попав в Кфар-Каму, где проживает 3.000 израильских черкесов, понимаешь, что находишься в ауле, перенесенном с гор Северного Кавказа в Изреэльскую долину. И только базальтовая кладка выдает близость к Голанским высотам.
"В Турции проживает 3.000.000 черкесов, в Сирии – 100.000, в Иордании – 60.000. Однако именно в Израиле работает единственный в диаспоре черкесский культурный центр", – рассказывает его директор Зуэр Тхауха. Он осознает опасность коммерциализации проекта, но считает, что изоляция, обратная сторона которой – незнание, не менее опасна.
Частный музей возник в 2007 году, а два года спустя его основатели выиграли тендер и переехали в здание отреставрированной управлением охраны памятников мельницы "Бейт-Шами". Комплекс, на втором этаже которого некогда располагался постоялый двор, связан с именами известных израильских деятелей Давида Бен-Гуриона, Игаля Алона и Шимона Переса.
В экспозиции музея – национальные костюмы, сельскохозяйственные орудия, домашняя утварь, в том числе люлька, в которой черкесские дети спали привязанными. По словам директора музея, так их приучали к глубокому, спокойному сну.
Шашки, кинжалы и музыкальные инструменты помещены в одну витрину. "Причина этого вовсе не в нехватке места. Просто мы убеждены, что и то, и другое – оружие", – говорит Тхауха. Он обращает наше внимание и на то, что рядом с экспонатами нет привычных табличек – ведь посетителей всегда сопровождает экскурсовод.
В 2011 году музей посетили 20.000 туристов. Однако цель владельцев музея – довести этот показатель до 120.000 человек в год. В планах – создание исследовательского центра. По словам Зуэра, через пять лет его музей станет одним из главных мест культурного наследия в Израиле.
"Мы предоставляем посетителям возможность познакомиться с нашей культурой – кроме собственно экспозиции, они могут пригласить фольклорный ансамбль и заказать дегустацию блюд национальной кухни. Можно также совершить экскурсию по историческому центру деревни", – рассказывает Тхауха. Он отметил, что многие гости только здесь узнают о жителях Карачаево-Черкессии, спасавших евреев во время нацистской оккупации Северного Кавказа.
Создание музея дало толчок развитию туристической отрасли в целом. Становится все больше черкесских ресторанов, появилась конская ферма, где можно заказать прогулки верхом и уроки верховой езды. Туристы могут также совершить поездку на квадрацикле.
О достопримечательностях друзских и черкесских деревень, обычаях друзов и черкесов и новостях местной туристической индустрии можно узнать и на специальном сайте. Тут же размещен список возможных маршрутов и последняя информация о циммерах и ресторанах.

Материал подготовил Павел Вигдорчик
Источник: newsru.co.il

Комментариев нет:

Отправить комментарий