суббота, 21 июня 2014 г.

Записки профессионального еврея. Рассказ 3 – Армяне


1984 год. Итак, благодаря национальному фактору я попадаю служить в Московский Военный округ, военным строителем. Иными словами, в Московский стройбат. Описание особенностей этого уникального образования на теле Советской Армии я сейчас, пожалуй, опущу. Достаточно сказать, что всеармейская система дедовщины здесь не работала. Национализм и землячество определяли правила отношения между бойцами. Иными словами, тот, кого больше в роте, тот и «командует парадом». Меняется соотношение сил, и «дедушки» отправляются мыть туалеты…

Я попадаю в часть, где мне быстренько объясняют разницу между «белым меньшинством» и «гуронами». А вот выживать приходится в одиночку…



В одно из ночных дежурств, ко мне на КПП приходит группа бойцов армянской общины. На вопрос, кто я по национальности, я начинаю уклончиво отвечать, что прибыл с Украины. Ребята объявили мне, что у меня слишком правильная русская речь для украинца (я так и не понял их критериев), следовательно, я либо русский, либо еврей.
Кроме того, если они захотят, то они сами выяснят кто же я. Через несколько дней они действительно вернулись, и я получил самый удивительный урок по национальному самосознанию, который запомнил на всю жизнь.
Как они добрались до штабных документов, история умалчивает, но они точно знали, что я еврей!  Дальше по пунктам:
- Как мне не стыдно скрывать свою национальность?!
- Как я могу не знать своего родного языка?! Ужасно стыдно.

Дальше следует совершенно неожиданное сообщение:
- Я единственный еврей в части и меня нужно беречь, ибо их деды учили, что закончат с евреями, возьмутся за армян. (История показала, что в некоторых местах за них взялись раньше.)

Дальнейшее развитие мысли было еще интереснее:
- А знаешь ли ты, что когда родился еврей – украинец плакал, а когда родился армянин – плакал еврей. Потому, что хитрее и умнее армян нет никого.

Я был настолько ошарашен, что предпочел согласиться со всеми тезисами ночного выступления и оставить свое мнение при себе. Тем более, что армянская община начала относиться ко мне с большой симпатией и даже немного поддерживала. Время шло, я начал довольно часто ездить в командировки в Москву, а это было очень круто! С их легкой руки, я получил прозвище «шустрый еврей».
Запомнилась ситуация – Я в парадной форме с дипломатом в руках отправляюсь в столицу. Посредине плаца группа бойцов роет глубокую яму. Я прохожу мимо, и вдруг меня окликают:
- Шустрый еврей, опять в Москву собрался? Но ты же не забыл, что когда армянин родился, еврей плакал!
- Конечно, помню, а как же! Но вы, тут копайте, а я поехал.
Ответом был дружный смех.

Почему же я пишу об этом?! Несмотря на легкомысленное описание событий, для меня, это был первый настоящий урок осознания себя, как части еврейского народа. Я уже не помню ни лиц, ни имен этих ребят, но осталось чувство глубокой благодарности за то, что они так просто, без затей и высоких слов научили меня чему-то очень важному в моей жизни.

Записки профессионального еврея. Рассказ 1 - Напоминание. Призыв в СА - 


Записки профессионального еврея. Рассказ 2 – Аид - 


Комментариев нет:

Отправить комментарий