суббота, 12 мая 2012 г.

Археологи рассказали о сенсационных находках эпохи Саула и Давида в Хирбет Кейафа

В продолжение темы: http://alexnovister.blogspot.com/2012/05/3000.html
Источник: http://www.zman.com

Последние сезоны раскопок на Хирбет Кейафа, единственной известной крепости в Иудее времен царей Саула и Давида в долине Элла, в 30 километрах юго-западнее Иерусалима, оказали неоценимый вклад в наше понимание образования Израильского царства. 

В 2008 году находка «Остракона Кейафы» сразу привлекло внимание специалистов по древней ближневосточной эпиграфике и археологии, которые выдвинули самые разные варианты перевода и интерпретации текста, написанного на глиняном черепке, найденном при раскопках Хирбет Кейафы. 



Крупнейший в мире французский специалист по эпиграфике региона Эмиль Пюэш предложил наиболее обоснованную интерпретацию, которая делает «кейафский остракон» самым ранним текстом о формировании Израильского царства и единственным артефактом, относящимся к царю Саулу. 

Эмиль Пюэш полагает, что в тексте идет речь об основании царской династии в Иудее, то ли царем Саулом, то ли его соперником и преемником Давидом.



Так ученый перевел текст остракона на английский язык:

«Не угнетай и служи Богу… Разорил его/ее 
Судья и вдова рыдали; он имел власть 
Над пришельцем и чадом, он уничтожил их вместе 
Мужи и вожди/военноначальники поставили(established) царя 
Он взял 60 слуг из общин/мест/поколений» 

Пюэш полагает, что текст (в его переводе) содержит основные элементы библейской истории о переходе от судей к выбору Саула в качестве лидера нового Израильского царства. 

Согласно Библии, сыновья Самуила не отличались высокой моралью, и старейшины попросили его назначить царя, который правил бы Израилем. Несмотря на несогласие с идеей царства, Самуил провозглашает Саула первым царем Израиля. 

Если принять версию Эмиля Пюэша, текст из Хирбет Кейафа является единственным упоминанием первого царя Израиля. 

Другой французский историк Жерар Леваль опубликовал недавно статью в журнале Revue Biblique, в которой поддержал версию Пюэша. Он дает список нарративных параллелей между текстом остракона и библейским текстом, повествующим о Сауле: необходимость в судьях, которые не притесняют пришельца и слабого, необходимость в тех, кто защитит их от уничтожения, установление царского дома, существование слуг при доме царя. Есть призыв служить Богу, а не угнетать, и главное есть слова об основании царского дома. 

«Пюэш считает, что текст сообщает о создании централизованной царской администрации и передает новость об этом в дальнюю пограничную провинцию, - пишет Жерар Леваль. – Но с уверенностью нельзя сказать. О ком идет речь – о Сауле или Давиде Скорее всего о Сауле». 

Археологи идентифицируют Хирбет Кейафа с библейским Шаараим. В первой книге Самуила сказано, что после победы над Голиафом, Давид преследовал филистимлян до Шаараима. (1Самуил 17:52). Согласно Библии, Шаараим должен был существовать во время царствования Саула, и находки из Хирбет Кейафа соответствуют этой хронологии. 

На прошлой неделе руководитель раскопок в Хирбет Кейафа профессор Йосеф Гарфинкель (Еврейский университет в Иерусалиме) провел пресс-конференцию и рассказал о новых необыкновенно важных для понимания древней еврейской истории X-XI вв. до н.э. Радиоуглеродный анализ предметов, найденных в этой пограничной с Филистией крепости, позволяет говорить о ее существовании в период от 1020 до 980 г. до н.э. 



Профессор Гарфинкель рассказал о многочисленных находках керамики, каменных и металлических орудий, множестве предметов искусства и культа. 

Были раскопаны три большие комнаты, служившие святилищами, которые по архитектурным элементам и находкам соответствуют библейскому описанию культа в эпоху царя Давида. 

Находки носят сенсационный характер, так как никогда еще ученые на обнаруживали святилища столь раннего периода Израильского царства. Судя по датировкам, святилища функционировали за 30-40 лет до строительства Храма Соломона в Иерусалиме, что является первым физическим свидетельством культа времен царя Давида. 

Отсутствие культовых изображений людей и животных в этих трех святилищах показывает, что люди, населявшие крепость, исповедовали культы, отличные от ханаанских и филистимлянских. 

Кроме того, большое количество бараньих, козьих и коровьих костей и полное отсутствие костей свиней, доказывает, что речь не идет о крепости филистимлян. В их поселениях всегда много свиных костей. 

Bible History Daily/Zman.com 

На фото: раскопки святилищ в Хирбет Кейафа (Hebrew University)

Комментариев нет:

Отправить комментарий